МБДОУ № 34 г Азов гр №9 «Цветочный городок»

Рекомендации логопеда.

 Звуковой анализ

слов.
Рекомендации учителя-логопеда
Ковальской Ольги Юрьевны
для родителей

• Наша речь состоит из предложений.
• Предложение — это законченная мысль.
• Предложения состоят из слов.
• Слова состоят из слогов. В слове столько слогов,
сколько гласных букв(звуков), например:
ма/ли/на – в этом слове 3 слога, так как в нём 3
гласные буквы(звука).
• Слова состоят из звуков.
• Звук — то, что мы слышим и произносим.
• Буква — то, что пишем и читаем.
• Звук на письме обозначается буквой.
• Звуки бывают гласные и согласные.
• Гласные звуки — звуки, которые можно петь
голосом (выше-ниже), при этом воздух,
выходящий изо рта, не встречает преграды.
В русском языке шесть гласных звуков: А, У,
О, И, Э, Ы. На схемах гласные звуки
обозначаются красным цветом. Гласных букв
— десять: шесть — А, У, О, И, Э, Ы —
соответствуют звукам и четыре —
йотированные, которые обозначают два звука: Я,
Ю, Е, Ё, (Я — ЙА, Ю — ЙУ, Е — ЙЭ, Ё — ЙО)
• в начале слова (яма, юла); после гласного
звука (маяк, за-юшка); после мягкого и
твердого знаков (семья, подъем). В остальных
случаях (после согласных) йотированные
гласные буквы обозначают на письме
мягкость впереди стоящего согласного звука и
гласный звук: Я — А. Ю — У, Е — Э, Ё — О
(береза, мяч). Гласные А, О, У, Ы, Э на письме
обозначают твёрдость согласных звуков.
• Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь,
т. к. воздух, выходящий изо рта при их
произнесении, встречает преграду.
Глухость и звонкость согласных звуков
определяются по работе голосовых связок и
проверяются рукой, положенной на горло:
глухие согласные звуки — голосовые связки
не работают (горлышко не дрожит): К, П, С, Т,
Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ; звонкие согласные звуки —
голосовые связки работают (горлышко
дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, Л, М, Н, Р
Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л,
М, Н, Р. Всегда глухие (непарные) согласные
Х, Ц, Ч, Щ. Остальные согласные звуки
образуют пары:
Б В Г Д Ж З - ЗВОНКИЕ
П Ф К Т Ш С - ГЛУХИЕ
• Твердость и мягкость согласных звуков
определяются на слух:
согласные звуки, которые могут быть твердыми и
мягкими: Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X,
БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ,
ТЬ, ФЬ, ХЬ;
всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;
всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твердые согласные звуки на схемах
обозначаются синим цветом, мягкие —
зеленым.
Одной из важных задач подготовки к обучению
грамоте является ознакомление детей со звуковым
составом, звуковым строением слова. Исходный
принцип системы дошкольного обучения грамоте
состоит в том, что знакомству и работе ребенка с
буквами должен предшествовать добукварный, чисто
звуковой период обучения. Буква- это знак звука.
Знакомство с буквенным знаком окажется
безрезультатным, если ребенок не знает, что именно
обозначается этим знаком. Добукварный этап обучения
грамоте занимает много времени и сил. Но не следует
стремиться его сократить - ведь от добукварного этапа
обучения зависит успешность дальнейшего
формирования навыка чтения. Если еще в добукварный
период ребенок научится свободно переходить от
твердого согласного звука к его мягкой паре и обратно,
то у него позже не вызовет затруднений самый
сложный шаг начального обучения чтению- слияние
двух букв в слог. Знание букв без чувства звуков - это
то же самое, что знание названий цветов при
дальтонизме. И не случайно дети, имеющие отличную
память и чуть-чуть чистолюбивых родителей, иногда к
двум годам узнают и называют все буквы, но даже к
семи годам не начинают их складывать, если
предварительно не знакомятся со звуками. Успешное
развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее
значение для последующего систематического
изучения родного языка. Д.Б. Эльконин писал, что
читающий оперирует со звуковой стороной языка, а
чтение - это процесс воссоздания звуковой формы
слова по его графической (буквенной) модели

Отсюда вытекает необходимость предваряющего
знакомства детей с широкой звуковой
действительностью. Ребенка окружает множество
звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум
ветра, журчание воды… Но слова- речевые звуки- с
самого его рождения наиболее значимы.
Звучащая речь обеспечивает необходимое для
ребенка общение со взрослыми, получение
информации, приобщение к деятельности, овладение
нормами поведения. Чистота речи зависит от многих
факторов: от развития речевого слуха, речевого
внимания, речевого дыхания, голосового и речевого
аппарата.
Обучение детей звуковому анализу слов начинается с
определения последовательности звуков в нем.
Выделять последовательность звуков нужно при
помощи неоднократного произнесения слова с
последовательным интонационным выделением
каждого звука. Так, при анализе слова жук ребенок
должен произнести его три раза:
жжжук, жууук, жуК.
Дети не могут овладеть звуковым анализом, только
произнося слова вслух. Необходимо показать им слово
предметно, представив его звуковую структуру в виде
модели.
Реально представить слово дает возможность
картинка-схема его звукового состава. На ней
помещается рисунок-предмет, название которого
ребенок должен разобрать и ряд клеточек под
рисунком, которые последовательно заполняются
фишками.
Модель слова, которая получается в результате
звукового анализа, отражает отдельные звуки и их
последовательность. При проведении звукового
анализа ребенок ведет указкой под схемой и в
соответствии с движением указки произносит слово с
последовательным выделением звуков, обозначая
каждый из них фишкой.
Ознакомление с гласными звуками.
Дети узнают, что звуки, при образовании
которых воздух проходит свободно, этим звукам
ничего "не мешает" - ни зубы, ни губы, ни язык,
называются гласными. Дети находят такие звуки в
ранее проанализированных словах: мак-[а], лук-[у],
дом-[о], лес-[э], кит-[и], дым-[ы]. Чтобы
удостовериться в правильности своих выводов, дети
"проверяют" все звуки, произнося их, и наблюдают, не
мешает ли что-либо во рту их выговариванию.
Гласные звуки обозначаем красной фишкой.
Ознакомление с твердыми и мягкими
согласными звуками.
Звуки, при образовании которых воздух не
проходит свободно, встречает препятствия , что-то
"мешает",- губы, зубы, язык, называются согласными.
Твердый согласный звук будем обозначать синей
фишкой, а мягкий согласный звук- зеленой
фишкой.
ЛУНА ЛИСА ЮЛА ГУСИ
[л][у][н][а] [ль][и][с][а] [й][у][л][а] [г]][сь][и]
Ознакомление с ударным гласным звуком.
После того как воспитанники научатся различать
гласные, твердые и мягкие согласные звуки,
необходимо познакомить их с ударением, научить
выделять в слове ударный слог и ударный гласный
звук. Начинать обучение вычленению ударного слога
лучше с двусложных слов с ударением на первом слоге
(мишка, каша), потом переходить к словам с ударением
на втором слоге. Обучение умению вычленять
словесное ударение включается в работу по
проведению звукового анализа. Вслед за ударным
слогом дети знакомятся с ударным гласным звуком Для обозначения ударного гласного звука используется

фишка черного цвета.
Выполните звуковой анализ слова ГУСИ
ГУСИ
Назовите гласные звуки. ([у], [и] )
Сколько слогов в слове? (Два)
Назовите их. (ГУИ)
Назовите ударный слог. (ГУ)
Произнесите слово с ударением. (ГУУУСИ)
В ударном слоге протяжно произносится гласный
звук. (УУУ)
Читаем слово с ударением, ведя указкой под
схемой.
Взрослый произносит ГУСИИИ.
Какой звук выделен? (И)
Как правильно сказать? ГУУУСИ.
Гласный звук в ударном слоге называется
ударным, который произносится более протяжно.
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог
дифференцировать звуки, делить слова на звуки и
слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть
навыком чтения.
Буквы являются графическим символом звуков. Часто
мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному
чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название,
а не звук. В результате получается «кэотэ», вместо
«кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания
букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные
трудности в обучении детей чтению.
В методике обучения чтению в детском саду
предусматривает называние букв по их звуковым
обозначениям: п, б, к… . Это значительно облегчает

11 февраля 2024 в 18:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.